История Храма

Усолье-Сибирское (Усольский район)
Церковь Спаса Нерукотворного Образа  1878- 1879
С давних пор на острове Сосновом (позже названном Красным), расположенном напротив современного города Усолье-Сибирское, вываривали соль. С 1704 года соляные варницы поступили в ведение иркутского Вознесенского монастыря. Первая Спасская церковь в Усолье-Сибирском была устроена, вероятно, еще в конце XVII века (в 1706 она была передана в Иркутское викариатство).
Судьба ее неизвестна, но в 1723 строится другая деревянная церковь, которая, вероятно, впоследствии сгорела. В 1795 году (по другим сведениям — в 1798) возводится следующая церковь, но уже не на острове, а на материковой части, где сейчас расположен город. Новая церковь была крупная деревянная, с колокольней, имела пять престолов: Спаса Нерукотворного Образа, Николая Чудотворца, Владимирской иконы Божией Матери, Святителя Алексия, Пророка Илии.

История восстановления церкви после пожара

28 июня 1840 года была сильная гроза, и молния ударила в железный крест на колокольне Спасской церкви. Зажгла главу её и расщепила крышу на колокольне и на церкви. Церковь загорелась, а так как она была деревянной, то полностью сгорела. Фактом, подтверждающим это событие, стали показания генерал-губернатора Восточной Сибири В. Я. Руперта министру финансов: «28 числа минувшего мая около 7 часов по полудни в Иркутске и окрестностях его была примечательная гроза, сопровождавшаяся дождем и градом; но сильнее всего она действовала в Иркутском солеваренном заводе. Там при необыкновенно сильных раскатах грома молния ударила в железный крест на колокольне Спасско-Усольской церкви, зажгла главу ея, расщепала крыши на колокольне, так и над церковью, опалила и разломала иконостас в приделах святых Николая Чудотворца и Алексия Митрополита и зажгла один из углов церкви».

Под нужды церкви срочно переоборудовали заводскую хлебопекарню. К ней пристроили деревянную колокольню и алтарь. Она была освящена во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя.

В этом же году начали собирать деньги на строительство каменной церкви, так как деревянная церковь, во-первых, не долговечна, а во-вторых, огнеопасна. Деньги на строительство собирали долго. Несколько раз переделывали проект храма.

Видя такую долгую канитель, заводская администрация решила построить еще одну деревянную церковь. И в 1868 году новая деревянная церковь во имя Нерукотворимого образа Христа Спасителя была освящена. Строение представляло собой деревянное одноэтажное здание с отдельной колокольней в виде ворот. Оно было со всех четырех сторон обнесено решетчатой деревянной оградой. Престол был один и вновь освящен во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Но из-за халатного отношения строителей к этой работе по постройке храма, через 2 года здание церкви было в аварийном состоянии, а через 5 лет её разобрали по брёвнышку.

Работный люд продолжал ходить молиться в старую церковь, в бывшем здании хлебопекарни.

Конечно, эта деревянная церковь была в ветхом состоянии, так как уже простояла 40 лет. В 1875 году её подремонтировали и привели в более — менее нормальное безопасное состояние. Кровля была покрыта тесом, ветхая колокольня заменена новой папертью, сложены печи и возведен новый купол над алтарем.

Но к строительству нового каменного храма готовились тщательно. В 1877 году для постройки храма было заготовлено много кирпича и деньги были накоплены в достаточном количестве.

Строительство нового храма началось в 1878 году. Строился он не только на средства солеварного завода, которому принадлежал, но и на пожертвования жителей Усолья.

И уже в следующем 1879 году в центре Усолья появилось самое красивое здание села – Спасская церковь. 14 октября Спасская церковь была освящена, т. е. люди могли молиться в новой каменной церкви.

Приход церкви был значительным: в нем насчитывалось 611 дворов с населением 3069 человек. Церковь обслуживала не только Усолье, но и прилегающие к нему деревни Бархатово, Усолье-Жилкино, Угольник.

Так как построенная церковь была без колокольни, то в 1889 году начинается строительство каменной колокольни. В 1891 году строительство колокольни закончили, а в 1893 эту колокольню соединили коридором с основным зданием церкви. Храм приобретает законченный архитектурный облик. В 1894 году по разрешению епархиального начальства в церкви производится ремонт, окрашиваются медянкой все пять куполов и крыша на храме.

1 мая 1896 года, при огромном стечении народа около Спасской церкви был освящен самый большой колокол весом 204 пуда (3264 кг). Это был дар иркутского мещанина Федора Ивановича Пономарева. Стоимость колокола по тем временам составляла 4186 рублей 88 копеек.

В ноябре 1897 года окончена постройка на церковные средства деревянного дома для настоятеля, куда на постоянное место жительства приехал о. Павел Казанцев, который был поставлен настоятелем Спасской церкви. Он был выходцем из священнической семьи, его отец Алексей Николаевич Казанцев с 1856 по 1897 гг. состоял священником в разных приходах Иркутской епархии. Родился Павел Александрович в 1863 году в селе Евсеевском Балаганского округа. В 1885 году окончил курс богословских наук в Иркутской духовной семинарии в звании воспитанника семинарии второго разряда.

В Усолье он преподавал Закон Божий в одноклассном (позднее в двухклассном) министерском народном им. Прииска Пономарева и в женском двухклассном училищах.

В 1904 г. Указом консистории и резолюцией архиепископа Иркутского и Верхоленского Тихона назначен на должность Благочинного (священник, наблюдающий за несколькими приходами) 3-го участка Иркутского уезда. За свои недолгие годы служения (о. Павел умер вскоре после 1905г. ) потомственный почетный гражданин П. А. Казанцев неоднократно награждался архиепископом «за отлично-усердную и полезную пасторскую деятельность при благоговейном и назидательном для пасомых поведении».

Он вместе со своей женой Марией Петровной вырастили и воспитали 4х детей: Агнию, Василия, Александру и Владимира. Мальчики окончили курсы духовной семинарии, девочки получили образование в Иркутском епархиальном женском училище и начали преподавательскую деятельность еще до революции и продолжали в Советское время.

Агния Павловна Казанцева проработала педагогом более 50 лет и даже была награждена орденом Ленина и другими орденами и медалями.

В 1906 году, после смерти отца Павла Казанцева настоятелем Спасской церкви становится священник Александр Старцев, который приезжает в Усолье с русско-японской войны, где он был активным участником сражений. О. Александру пришлось пережить закрытие церкви в 1930-е годы, не избежал он и репрессии после 1935 г.

Церковь в Советское время

За период с 1917 года по 1935 год никаких исторических сведений нет, поэтому лето 1935 года является датой дальнейших отсчетов событий в истории Спасской церкви.

В Советское время православная церковь была в запрете, поэтому делалось все, чтобы уничтожить православие. Священников ссылали в лагеря и сажали в тюрьмы, где большинство погибло или было расстреляно. Церкви или разрушали или превращали в гаражи, склады, клубы, рабочие столовые и в другие светские заведения.

В 30-е годы, в так называемую антирелигиозную пятилетку (1933 – 1937), в городе начался разгул беззакония, который повлек за собой необоснованные репрессии, жертвами которых стали ни в чем неповинные советские люди, в том числе и священнослужители. В эти же годы происходит административный произвол, выразившийся в закрытии храмов вопреки воле верующих. Партийные деятели тех лет рассчитывали, что с ликвидацией церквей и мечетей исчезнут и верующие.

В Усолье для закрытия и уничтожения Спасской церкви была специально создана так называемая техническая комиссия по осмотру церкви. В целях обеспечения безопасности и сохранности здания она посчитала необходимым произвести работы по уменьшению давления на грунт, для чего предложила разобрать колокольню до первого этажа, снять каменные купола и своды над зданием, заменив их деревянными прикрытиями. Церковную общину обязали начать ремонт храма не позднее 10 июля 1935 г. , «в случае неприступления к ремонту в указанный срок богослужение в церкви прекратить».

Жители Усолья не захотели расстаться с красивой церковью и с благословения церковного совета под руководством Агафьи Андреевны Грачевой всячески этому сопротивлялись.

В Иркутском Государственном архиве находится интересный документ:

«Усольскому районному исполнительному комитету от церковного совета Усольской Спасской церкви

Член учредителей Усольской православной общины Александр Тимофеевич Чумаченко, будучи 16 февраля текущего года в Усольском РИКе, слышал, что РИК, печатая сведения о церквях Усольского района, Усольскую церковь отметил «не работает». Чумаченко РИКу заявил, что он 15 числа текущего февраля месяца был в Усольской церкви, где видел много верующих, молящихся во время служения обедни, и, следовательно, сказал Чумаченко, Усольская церковь работает.

Сообщая о вышеизложенном, церковный совет заявляет РИКу для сведения, что в Усольской церкви во все праздники совершаются богослужения и по просьбе верующих отправляют разные требы. Налоги уплачиваются полностью и своевременно.

Все вышеизложенное говорит за то, что Усольская церковь «работает», а посему церксовет просит РИК сделать в сведениях о церквях соответствующую сему заявлению отметку.

Предцерксовета – Агафья Грачева

18 февраля 1935 года»

Райисполком принял жесткое решение. Протоколом президиума Усольского райисполкома от 3 июля 1935 г. «в связи с тем, что имеющиеся в куполах здания церкви трещины, угрожающие обвалом и могущие послужить поводом к человеческим жертвам, опасны», решено церковь с 15 июля закрыть, а богослужение перенести в Тельминскую церковь. Это был уже испытанный во всех уголках страны ход: община за неимением средств, как правило, не могла произвести своими средствами ремонт, а это служило удобным и серьезным поводом к закрытию церквей. Под эту же волну попала и Спасская церковь Усолья.

Летом 1935 года Спасскую церковь разрушили до основания. Отбойным молотком отряд «красных безбожников» разрушить церковь Спаса Нерукотворного не смог, пришлось вызвать спецчасть и взрывать динамитом. Огромные блоки развалин церкви долгое время «украшали» наш город. Местные жители из этих блоков с большим трудом добывали кирпич для сооружения в своих домах кухонных плит и русских печей.

В настоящее время от здания церкви ничего не осталось, кроме небольших фрагментов каменной ограды, остатков фундамента самого храма. В церковной ограде, восстановленной в 1998 г. , сохранилось большое каменное здание с 1914 года, в котором проживали караульные и находилась просвирная. В нем сейчас расположился Спасо-Преображенский приход.

В 1991 году православные прихожане начали просить здание под церковь у мэра г. Усолье-Сибирское, потому что ездить или ходить молиться в церковь пос. Тельма было далековато.

Ходили долго и, наконец, летом 1994 года при большом стечении народа прошла первая церковная служба в здании бывшей просвирни Спасской церкви, в которой и расположилась Спасо-Преображенская церковь. Это здание маленькое. В выходные дни, а особенно в праздничные, приходило много народа, и очень много людей не умещалось в церкви, поэтому сразу была задумка о строительстве большого каменного храма.

Из беседы с В. Г. Баскаковым, старостой Спасо-Преображенской церкви:

«Денег на строительство нового храма не было, да и проекта тоже не было. Начались поиски сначала проекта, а потом благодетели помогли с кирпичом, цементом. Кое-что церковь приобрела за свои деньги, которые давали миряне за церковные службы, полученные от продажи книг и другое.

В 1998 году были забиты сваи под фундамент нового храма. В 1999 году начали кирпичную кладку нового храма.

 

Восстановление храма было начато летом 1994 года и заняло более 20 лет.

Этого события православное Усолье ждало очень давно. И вот, в 347-ой день рождения Усолья-Сибирского, оно случилось – для всех верующих свои двери открыл Спасо-Преображенский Храм. Его освятил епископ Иркутский и Ангарский Вадим. После праздничной литургии в Храме началась театрализованная праздничная программа «Храни, Господь, мое Усолье». С историческим событием усольчан и всех тех, кто приехал на открытие Храма с других территорий, поздравила мэр города Любовь Лис и  настоятель Спасо — Преображенского храма отец Николай. Отец Николай подчеркнул, что восстановлена историческая справедливость  — на месте разрушенной в прошлом столетии Спасской церкви возведен новый Храм. И это чудо сотворено руками людей, которые в течение двух десятков лет верили в его важность для города, для всех верующих и помогали  строительству.

Использованы материалы с сайта :

http://www.microanswers.ru/article/storija-spaso-preobrazhenskogo-hrama.html

https://usolie-sibirskoe.ru/novosti1/9-news/3930-uay